Здоровая учительская
Возросшая значимость педагогической работы в условиях модернизации общего образования выдвигает высокие требования к качеству педагогического труда, эффективность и результативность которого во многом определяется и обеспечивается особенностями профессионального здоровья членов педагогического коллектива.
Профессиональное здоровье учителя является одним из ключевых компонентов потенциала педагога, наряду с нравственностью, творческим потенциалом, активностью, организованностью, профессиональной компетентностью и др.
В силу специфики профессии, ее социальной значимости, высокого уровня ожиданий государства и общества от результатов труда педагога, высокий уровень стрессогенности именно у педагогов возникает риск накопления неврозов, синдрома профессионального выгорания, жесткого ролевого поведения.
Сохранение профессионального здоровья учителя можно рассматривать как процесс развития осознания и осмысления себя, своей жизни, стремление к реализации своих потенциалов, самоактуализации, активному развитию профессиональных качеств и личностных характеристик, что позволяет делать работу наиболее эффективно, творчески, сохранять высокий уровень работоспособности и эмоциональное равновесие.
Профессионально-личностное здоровье учителя — это комплексная характеристика личности, определяемая:
— направленностью на духовно-нравственное развитие;
— способностью к саморегуляции, самоконтролю;
— осознанию смысла жизни и профессиональной деятельности;
— способностью эффективного взаимодействия.
Эффективность модернизации образования в направлении повышения его здоровьясберегающего воздействия на школьников в значительной степени зависит от профессиональных и личных качеств современного учителя.
Это обусловлено устойчивой взаимосвязью между отношением учителя к своему здоровью, его потребностью в ведении здорового образа жизни, уровнем его грамотности в вопросах восстановления и развития всех аспектов здоровья и реализацией соответствующего воспитательного воздействия на учеников.
Чем ниже уровень грамотности педагога в этих вопросах, тем менее он сам мотивирован к ведению здорового образа жизни, к внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, тем меньше рассматриваемые вопросы представлены в его воздействии на школьников.
В связи с этим вопросы профессионально-личностного здоровья учителя приобретают особую актуальность.
Для сохранения и развития профессионального здоровья учителя необходимо исследование его показателей, условий осуществления здоровьесберегающего образовательного процесса в образовательных учреждениях, разработка и внедрение модели управления профессиональным здоровьем педагога с использованием новейших достижений психолого-педагогического менеджмента.
Важным составляющим этой модели являются основополагающие принципы, комплекс педагогических технологий, направленных на сохранение, укрепление, управление профессиональным здоровьем педагога.
В школе 21 века педагог и обучающиеся взаимодействуют в одном образовательном пространстве, у них есть единство цели, и от того, насколько это взаимодействие эффективно, многое зависит, прежде всего, качество обучения.
Профессия педагога — профессия высокого риска по частоте невротических, физических недугов и психосоматических расстройств.
В число причин, негативно влияющих на здоровье педагога, входят:
— большая продолжительность рабочего дня;
— высокий уровень нервно-психической напряжённости;
— высокий уровень социальной ответственности;
— хронические перегрузки;
— риск заболевания в связи с общением с множеством людей;
— дефицит времени на восстановление потраченных сил;
— низкий уровень адаптации к возрастающим требованиям.
Среди наиболее частых соматических заболеваний педагогов:
— болезни голосового аппарата;
— снижение зрения;
— болезни сердечно-сосудистой системы;
— болезни опорно-двигательного аппарата;
— болезни кишечно-желудочного тракта.
Педагоги, как профессиональная группа, имеют очень низкие показатели физического здоровья, которые снижаются по мере увеличения педагогического стажа.
Цель работы с учителем в том, чтобы запустить механизмы, которые обеспечивают процесс профессионального развития.
Восстановление профессионального здоровья учителя — управление механизмами, детерминирующими развитие личности, способствующими формированию позитивного самоотношения, открытому взаимодействию с миром, готовности к изменениям, принятию на себя ответственности.
Первым направлением в решении проблемы сохранения и укрепления профессионального здоровья педагогов является создание и поддержание мотивации на педагогическую деятельность, сотрудничество со всеми субъектами образовательного пространства.
Второе направление в решении этой проблемы — это создание социально-психологических условий для повышения уровня психолого-педагогической компетентности в вопросах бесконфликтного общения.
Третье направление имеет главной задачей обеспечение условий для развития эмоциональной и поведенческой гибкости, которая связана с творческим потенциалом педагога.
Наличие общих ценностей в трудовом коллективе способствует консолидации, интеграции интересов, сотрудничеству, взаимопомощи, взаимовыручке и пониманию друг друга. Профессиональное здоровье — это интегральное понятие, включающее единство физического, психического, психологического, духовно- нравственного здоровья, что обеспечивает высокую профессиональную работоспособность, эффективность деятельности и развитие личности педагога при главной роли личностного компонента.
Решение проблемы сохранения и укрепления профессионального здоровья педагога строится в МБОУ СШ № 33 г.Липецка на создании психологических условий, которые связаны с пониманием педагогами важности своего профессионального здоровья как профессионально-значимой ценности.
Профессиональное здоровье педагога имеет следующие показатели:
— эмоциональная и поведенческая гибкость;
— синергия;
— креативность;
— творческая самоактуализация;
— высокий уровень профессионального самосознания;
— компетентность во времени.
Направления:
— информационное (информация в средствах массовой информации, выступления специалистов с целью пропаганды здорового образа жизни);
— организационное (решение административных, организационных, хозяйственно — финансовых вопросов);
— диагностическое (обследование педагогов, определение уровня физического здоровья);
— психодиагностическое (психологическое обследование педагогов, определение психического состояния, индивидуально — личностных особенностей);
— оздоровительное (группы оздоровления, вовлечение педагогов в спорт, спортивные мероприятия);
— социальное (решение проблемы повышения заработной платы, стимулирующих надбавок и т. д.).
Формы работы
Дыхательная гимнастика (вокальная группа «Вдохновение) (руководитель Затонская Ю.В.)
|
|
Тренажерный зал (руководитель Папин С.Н.) Молодые специалисты |
|
Волейбол (руководитель Папин С.Н.) Молодые специалисты |
|
Оздоровление танцем (руководитель Литвина А.П.)
|